Детальный анализ статистики по образованию помогает не только отследить уровень образования в России и его динамику, но также увидеть тренд, по которому правительство это образование двигает. Например, вот – сводная статистика за последние 20 лет:
Год | 2000 | 2010 | 2019 |
Расходы государства на образование в % от внутреннего валового продукта страны | 2,9 | 4,1 | 3,7 |
Количество воспитанников в организациях дошкольного образования, тыс. | 4263,0 | 5388,0 | 7606,7 |
Количество школьников по всем программам образования, тыс. | 20550,2 | 13642,4 | 16565,6 |
План приема на среднее проф. образование, всего, тыс. | 1712 | 1314 | 1042 |
… из них – подготовка квалифицированных рабочих/служащих, тыс. | 845 | 609 | 210 |
… из них – подготовка специалистов среднего звена, тыс. | 867 | 705 | 832 |
Численность студентов, обучающихся в ВУЗах, тыс. | 4741 | 7050 | 4068 |
Здесь видно, что расходы на образование за последние 20 лет заметно выросли, как и количество дошкольников (на 80%), а вот количество школьников, как и студентов, в среднем упало на 20%. Кроме того, система образования отодвигает квалифицированных рабочих на второй план, делая ставку на специалистов среднего звена: первых стали набирать в 4 раза меньше, план приема для вторых не изменился.
Ниже мы детально разберем уровень развития образования, данные будем брать из Российского Статистического Ежегодника 2020 года (в нем – самые свежие на 2021 год данные).
Статистика дошкольного образования
Состояние и уровень начального образования можно увидеть в таблице численности дошкольников:
Год | Общая численность, тысяч | … из них – в городах, тысяч | … из них – в сельской местности, тысяч | Количество мест на 1000 детей |
2010 | 5 388,0 | 4 280,6 | 1 107,3 | 553 |
2011 | 5 661,1 | 4 502,4 | 1 158,8 | 570 |
2012 | 5 982,9 | 4 750,6 | 1 232,2 | 592 |
2013 | 6 347,3 | 5 037,1 | 1 310,2 | 600 |
2014 | 6 813,6 | 5 415,6 | 1 398,0 | 612 |
2015 | 7 151,6 | 5 693,8 | 1 457,7 | 626 |
2016 | 7 342,9 | 5 856,3 | 1 486,6 | 635 |
2017 | 7 477,9 | 5 976,5 | 1 501,5 | 633 |
2018 | 7 582,4 | 6 083,6 | 1 498,9 | 639 |
2019 | 7 606,7 | 6 128,5 | 1 478,2 | 665 |
На графике общая численность выглядит так:
При этом мест становится больше, но всем мест не хватает, и эта проблема известна уже давно – на 1 ребенка приходится 0.5-0.6 мест в учреждениях дошкольного образования.
Количество школ и школьников в России
Как ни странно, количество школ в ежегодник не попало. Находим его в другом источнике (правда, самые свежие данные – за 2018 год), и видим следующее:
Год | 2005/2006 | 2010/2011 | 2015/2016 | 2016/2017 | 2017/2018 |
Количество школ, в тысячах | 63,2 | 50,8 | 43,4 | 41,8 | 42,0 |
Количество учителей, в тысячах | 1591,4 | 1079,0 | 1077,3 | 1074,1 | 1079,9 |
Теперь сравниваем с количеством учеников:
Год | 2000/2001 | 2010/2011 | 2017/2018 | 2018/2019 | 2019/2020 |
Обучающихся по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования, тысяч | 20550,2 | 13642,4 | 15705,9 | 16137,3 | 16565,6 |
… из них – в городах, тысяч | 14446,4 | 9834,8 | 11845,5 | 12232,7 | 12624,6 |
… из них – в сельской местности, тысяч | 6103,7 | 3807,6 | 3860,4 | 3904,6 | 3941,0 |
Получается, что количество лицеев, как и обычных школ, падает, при этом количество учеников любой ступени общего образования тоже падает, но – куда меньшими темпами. Вот с какой скоростью падает количество школ:
Количество заведений среднего профессионального образования
Теперь рассмотрим уровень среднего образования. Рассматривать количество ПТУ, количество институтов среднего образования и количество преподавателей в этих организациях мы будем на основании данных 2005-2018 годов, потому что более свежих данных нет:
Год | 2005/2006 | 2010/ 2011 | 2015/2016 | 2016/2017 | 2017/ 2018 |
Число образовательных организаций | 6297 | 5206 | 3638 | 3934 | 3956 |
Численность преподавателей в образовательных организациях, тыс. человек | 151 | 149 | 133 | 135 | 138 |
Интересно, что за этот период количество организаций сократилось примерно на 60%, а вот количество преподавателей – меньше чем на 10%.
Что касается учеников в организациях среднего специального образования, числа – следующие:
Год | Численность, тысяч человек | … из них – по программам подготовки квалифицированных работников, тысяч | … из них – по программам подготовки специалистов среднего звена, тысяч |
2016/2017 | 2851,9 | – | – |
2017/2018 | 2930,8 | 543,2 | 2387,6 |
2018/2019 | 3006,4 | 542,1 | 2464,3 |
2019/2020 | 3119,7 | 543,4 | 2576,2 |
Количество учеников, обучающихся на среднем специальном образовании, из года в год растет, но – за счет будущих специалистов среднего звена. Количество ежегодно выпускаемых квалифицированных работников из года в год практически не меняется. Вот как это выглядит на графике (красный – специалисты среднего звена, зеленый – квалифицированные работники):
Сколько заведений высшего образования в стране
Итак, переходим к высшему образованию. Количество ВУЗов и преподавателей в них:
Год | 2013/2014 | 2014/2015 | 2015/2016 | 2016/2017 | 2017/2018 |
Количество ВУЗов | 969 | 950 | 896 | 818 | 766 |
Количество преподавателей, тысяч | 319,3 | 299,7 | 279,7 | 261,0 | 245,1 |
Количество студентов за последние 10 лет:
Год | Всего студентов, тысяч | … из них – на очной форме обучения, тысяч | … из них – на очно-заочной форме обучения, тысяч | … из них – на заочной форме обучения, тысяч |
2010/2011 | 7049,8 | 3073,7 | 304,7 | 3557,2 |
2011/2012 | 6490,0 | 2847,7 | 263,4 | 3289,7 |
2012/2013 | 6075,4 | 2724,3 | 229,7 | 3051,4 |
2013/2014 | 5646,7 | 2618,8 | 189,2 | 2838,6 |
2014/2015 | 5209,0 | 2575,0 | 158,5 | 2475,5 |
2015/2016 | 4766,5 | 2379,6 | 149,1 | 2237,8 |
2016/2017 | 4399,5 | 2403,0 | 124,2 | 1872,3 |
2017/2018 | 4245,9 | 2380,5 | 135,0 | 1730,4 |
2018/2019 | 4161,7 | 2369,8 | 155,6 | 1636,3 |
2019/2020 | 4068,3 | 2386,6 | 181,5 | 1500,3 |
На графике это выглядит так (красный – всего, зеленый – очная, синий – очно-заочная, желтый – заочная):
За десять лет количество студентов значительно упало, в основном – за счет заочников. Естественно, место России по уровню образования падает вместе с красной линией на графике выше.
По выпуску бакалавров, специалистов и магистров, тысяч человек:
Уровни высшего образования | 2017 | 2018 | 2019 |
Бакалавр | 732,6 | 661,0 | 621,9 |
Специалист | 99,1 | 101,8 | 104,6 |
Магистр | 137,8 | 170,4 | 182,1 |
Динамика, темпы роста и падения отрасли
Если вам интересно, на каком месте Россия находится по уровню образования, то отвечаем: на 33-м, ее обгоняют Греция, Сингапур и Беларусь, следом за Россией идут Лихтенштейн, Словакия и Испания. Рейтинг стран составляется на основании совокупного индекса, 2/3 которого составляет индекс грамотности взрослого населения, 1/3 – индекс отношения совокупной доли учащихся (дошкольное, школьное, профессионально-техническое и высшее образование) к населению.
Россия в этом мировом рейтинге постепенно опускается вниз, уровень образования в России в мире сейчас не очень ценится (как и дипломы), поскольку в последнее десятилетие заметен устойчивый тренд как на уменьшение количества учащихся (особенно это касается среднего специального и высшего образования), так и на ухудшение качества образования. Причина ухудшения качества образования – уменьшение количества преподавателей. Ввиду закрытия школ, профессионально-технических училищ и высших учебных заведений преподавателям приходится или уходить в репетиторы, или вообще менять род деятельности.
Следовательно, «мозги» и опыт из преподавательской сферы перетекают в другие сферы деятельности, что негативно сказывается на уровне образования в целом.
Прогноз на будущее
На данный момент прогноз на ближайшие годы – не очень хороший, это связано как с уменьшением количества школ/лицеев/профессионально-технических училищ/высших учебных заведений, так и с демографическим кризисом. Предполагается, что количество учебных заведений будет падать вместе с количеством преподавательского состава, пока не достигнет равновесной точки, коррелирующей с текущей демографической ситуацией. Естественно, это негативно скажется как на качестве образования, так и на позиции России в мировом рейтинге образования.
FAQ
- Когда будут доступны данные за 2020 год? Статистические данные по уровню образования, как и многие другие статистические данные, публикуются с задержкой, иногда – на год или два. Это не в последнюю очередь связано с размерами страны – в каждом регионе есть свое, локальное, отделение Федеральной Службы Статистики, и пока все эти локальные отделения не соберут данные и не пошлют их в центральный офис, общей статистики не будет. Есть и еще один нюанс: ежегодник, в котором эта информацию публикуется, выходит 1 раз в 2 года, и данные в нем «запаздывают» на год. Самый свежий ежегодник вышел в конце 2020 года, и данные в нем были за 2019 год. Следовательно, следующий ежегодник выйдет в конце 2022 года, и в нем будут данные за 2021 год.
- Что нужно сделать, чтобы уровень образования в России повысился? Сложный вопрос, но первое, что нужно решить – проблему демографического кризиса, иначе учиться будет банально некому. После этого нужно проводить реформы образования, в том числе – повышать «статус» среднего профессионального образования.
Резюме
С образованием в России определенно есть проблемы: количество школ, профессионально-технических училищ и высших учебных заведений уменьшается, вместе с ним уменьшается и количество преподавателей. Все это понижает позиции России в рейтинге мирового образования. Единственная сфера, где нет просадки – дошкольное образование, но и тут есть проблема – мест для детей не хватает, в любой садик есть конкурс. Судя по статистике, все эти тренды будут продолжаться, какой-либо предрасположенности к улучшению ситуации на данный момент нет.
Отправить ответ