Бюджет Новосибирска

Бюджет Новосибирска сейчас переживает не лучшие времена – сам по себе город делает что может, но «собственные» доходы бюджета составляют только 50% от общей суммы, оставшаяся половина – дотации. Но дотации не могут решить все проблемы – посмотрите на данные за 2019 год:

Сколько планировали получить, рублей Сколько получили, рублей % исполнения плана
Сумма 114 499 709.49 808 043.38 0.71
Покрыли за счет собственного финансирования 13 500 000.00 13 160 000.00 97.48
Фактическое изменение по счетам 100 999 709.49 -12 351 956.62 -12.23
Увеличение остатков -3 803 338 185.24 -3 632 114 572.15 95.50
Уменьшение остатков 3 904 337 894.73 3 619 762 615.53 92.71
Получили кредитов на сумму 13 500 000.00 13 160 000.00 97.48
Вернули кредитов на сумму 13 500 000.00 13 160 000.00 97.48

По кредитам – что взяли, то и вернули. Собственные финансы перераспределили, но неудачно – вместо 100 миллионов прибыли получили 12 миллионов убытка, который «съел» источники внутреннего финансирования. В итоге вместо 115 миллионов рублей получили меньше миллиона – возникает дыра в бюджете, которую нужно закрывать дотациями. А дотации – «не резиновые», Новосибирская область входит в «зеленую зону» по обеспеченности, поэтому региону дают минимальные суммы. Отсюда и ежегодный дефицит в 2 млрд рублей в каждый плановый период.

Депутатов города это, конечно, беспокоит, но судя по плану на 2021 и последующие годы, бюджет так и будет оставаться в дефиците, подробности – ниже.

Бюджет Новосибирска

Планы по области

Таблица доходов-расходов для 2021-2023 года для Новосибирской области выглядит так (суммы – в миллиардах рублей):

2021 2022 2023
Доходы 171 495 161 611 167 791
Расходы 180 675 165 543 171 209
Дефицит 9 180 3 932 3 418

Инфографика (зеленый – доход, красный – расход, оранжевый – дефицит):

Бюджет Новосибирска

Как видите, в исполнении бюджета запланирован явный и довольно большой дефицит.

В 2021 году область планирует увеличить собственный бюджет за счет отмены единого налога и других факторов. Значения в таблице указаны в миллионах рублей:

Тип изменения Дополнительные доходы Дополнительные расходы
Изменение макроэкономических показателей

прогноза СЭР НСО с учетом прогноза по РФ

+11 002.0
Изменение федерального и регионального

законодательства, в том числе:

+3 297.7 -2 011.7
– установление нулевой ставки по налогу на

прибыль для IT-компаний

-1 437.7
– увеличение ставок по акцизам на

алкогольную продукцию и нефтепродукты

+848.9
– увеличение норматива зачисления акцизов

на нефтепродукты в бюджет НСО

+1 455.5
– увеличение количества налогоплательщиков

на УСН в связи с отменой ЕНВД с 01.01.2021 г.

+993.3
-увеличение нормативов

отчислений от УСН в

местные бюджеты (+10% – в бюджеты

МР)

-164.0
-увеличение нормативов

отчислений от УСН в

местные бюджеты (+3% – в бюджеты

ГО)

-410.0
Изменения в конъюнктурных отраслях

экономики:

+1 511.3 -118.4
– снижение объёма добычи угля добывающих

предприятий

-3.4
– снижение объёмов реализации

нефтепродуктов

-115.0
– увеличение объёма реализации алкогольной

продукции предприятиями-производителями

НСО (пиво)

+222.3
– увеличение налоговой отдачи от

организаций-авиаперевозчиков в результате

бюджетного субсидирования

+537.7
– увеличение налоговой отдачи секторов

экономики, получающих инвестиционную и

инновационную господдержку

+751.3
Меры по мобилизации недоимки (налог на

прибыль, НДФЛ, НИО, УСН, ТН)

+2 730.4
Итого +18 541.4 -2 130.1
ВСЕГО +16 411.3

Статистика по приоритетным запланированным на 2021 год расходам и их отношению к 2020 году (в миллионах рублей):

Направление приоритетных

расходов

2021 год Прирост к 2020 году Темп, %
Всего в том числе:
задача по оптимизации прямое увеличение
ВСЕГО 136 909 10 755 2 610 8 145 106.2%
Дотации, субсидии, субвенции местным бюджетам зарплатосодержащего характера 47 645 3 133 1 473 1 660 103%
Обеспечение деятельности учреждений и содержание органов власти 26 820 1 220 814 406 101.5%
Меры социальной поддержки 21 756 1 032 0 1 032 105.0%
Дорожный фонд и транспортное обслуживание населения 16 878 1 707 279 1 428 109.2%
Взносы в ФОМС за неработающее население 14 259 626 0 626 104.6%
Обслуживание государственного долга 4 542 691 0 691 117.9%
Резервный фонд Правительства НСО 3 230 2 346 0 2 346 365.4%
Поддержка АПК 1 779 0 44 -44 97.6%

Из планируемых расходов можно увидеть, что область в первую очередь будет тратить деньги на выплату зарплат работникам, а не на медицину и образование.

Планы по городу

Запланированные доходы города на плановый период:

Вид дохода 2021 2022 2023
Налоговые доходы, млн. руб. 21 714.6 22 444.5 23 662.6
Неналоговые доходы, млн. руб. 4 969.2 4 821.5 4 511.4
Безвозмездные поступления, млн. руб. 23 377.5 22 440.7 20 826.7

Запланированные расходы города, в миллионах рублей:

Тип расходов 2021 2022 2023
Общегосударственные вопросы 3 222.6 3 208.5 3 267.0
Национальная экономика 7 259.8 7 073.9 6 375.4
Образование 28 844.5 28 311.7 28 132.8
ЖКХ 2 695.2 2 418.4 1 799.9
Социальная политика 3 306.0 3 331.8 3 407.5
Культура, кинематография 1 642.4 1 563.5 1 377.5
Физическая культура и спорт 1 770.7 1 764.4 1 766.2
Средства массовой информации 99.3 97.8 97.8
Обслуживание муниципального долга 1 762.9 1 762.9 1 762.9
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 212.7 217.7 217.7
Охрана окружающей среды 44.8 45.6 45.6

 

Обзор расходов и доходов

Теперь – статистика конкретно по городу. Доходы и расходы будем оценивать по отчету исполнения бюджета на 2019 год, потому что на февраль 2021 года полного отчета по 2020 году еще нет.

Статистика доходов – очень большая таблица, полностью приводить ее не будем – приведем список самых больших поступлений.

Жирным шрифтом указаны категории, обычным – отдельные пункты:

Вид дохода Запланировано на 2019 год, тысяч рублей Исполнено на конец 2019 года, тысяч рублей Процент исполнения
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 25 448 956.9 25 369 105.9 99.7
Налоги на прибыль, доходы 13 351 535.5 13 341 820.4 99.9
Налог на доходы физлиц 13 351 535.5 13 341 820.4 99.9
Налоги на совокупный доход 2 471 092.6 2 380 000.9 96.3
Налог с «упрощенки» 1 091 000.0 990 922.9 90.8
Единый налог на вмененный доход 1 193 692.0 1 197 464.7 100.3
Налоги на имущество 3 474 122.9 3 507 808.2 101.0
Земельный налог 2 833 447.9 2 844 394.5 100.4
Доходы от использования имущества, находящегося в

государственной и муниципальной собственности

2 755 972.2 2 726 821.6 98.9
Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации

затрат государства

1 298 097.4 1 298 867.2 100.1
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 743 337.9 744 086.9 100.1
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 635 246.6 642 789.2 101.2
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 23 620 165.1 23 160 952.1 98.1
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной

системы Российской Федерации

23 619 550.8 23 297 927.5 98.6
Всего доходов: 49 069 122.0 48 530 058.0 98.9

Как мы и говорили, почти половину дохода города составляют дотации:

Бюджет Новосибирска

Рейтинг расходов:

Вид расхода Запланировано на 2019 год, тысяч рублей Исполнено на конец 2019 года, тысяч рублей Процент исполнения
Общегосударственные вопросы 3 139 382.1 3 034 966.1 96.7
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 220 189.0 203 574.6 92.5
Национальная экономика 7 734 525.9 7 543 210.4 97.5
Жилищно-коммунальное хозяйство 2 876 800.7 2 758 651.0 95.9
Охрана окружающей среды 23 613.3 23 061.0 97.7
Образование 29 262 109.7 28 893 815.9 98.7
Культура, кинематография 1 432 321.3 1 406 993.2 98.2
Социальная политика 3 294 184.8 3 267 115.0 99.2
Физическая культура и спорт 1 804 004.9 1 803 304.3 100.0
Средства массовой информации 100 959.5 100 276.5 99.3
Обслуживание государственного и муниципального долга 1 331 874.8 1 331 729.6 100.0
ВСЕГО РАСХОДОВ: 51 219 966.0 50 366 697.6 98.3

На диаграмме:

Бюджет Новосибирска

Дефицит бюджета Новосибирска

В рассматриваемом нами 2019 году возник дефицит бюджета, и его нужно было закрывать. Вот откуда взяли деньги:

Источник Было запланировано, тысяч рублей Было исполнено, тысяч рублей
Размещение государственных (муниципальных)

ценных бумаг, номинальная стоимость которых

указана в валюте Российской Федерации

5 000 000.0 5 000 000.0
Погашение государственных (муниципальных) ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации -1 050 000.0 -1 050 000.0
Получение кредитов от кредитных организаций в

валюте Российской Федерации

36 162 026.0 32 961 768.0
Погашение кредитов, предоставленных

кредитными организациями в валюте Российской

Федерации

-38 199 595.8 -35 341 768.0
Получение бюджетных кредитов из других

бюджетов бюджетной системы Российской

Федерации в валюте Российской Федерации

2 120 725.5 8 361 768.0
Погашение бюджетных кредитов, полученных из

других бюджетов бюджетной системы

Российской Федерации в валюте Российской

Федерации

-2 120 725.5 -8 361 768.0
Увеличение остатков средств бюджетов -92 214 553.6 -96 165 022.6
Уменьшение остатков средств бюджетов 92 452 880.6 96 431 575.4

Как видите, городу очень помогли кредиты от других регионов – он получил на 6 миллиардов рублей больше, чем планировал.

История и динамика бюджета города

Динамика за 2017-2019 годы:

2017 2018 2019
Доходы, тысяч рублей 36 742 622.0 41 400 701.9 48 530 058.0
Расходы, тысяч рублей 39 285 987.8 42 627 072.0 50 366 697.6
Дефицит, тысяч рублей 2 543 365.8 1 226 370.1 1 836 639.6

Инфографика (зеленый – доход, красный – расход, оранжевый – дефицит):

Бюджет Новосибирска

Как видно из данных, общий бюджет города довольно стремительно растет, и ожидается, что этот рост будет продолжаться. Но не забывайте, что практически половина денег, получаемых городом – дотации, и если их количество сократится, у Новосибирска начнутся проблемы.

История кредитных рейтингов Новосибирска

С 2017 года кредитный рейтинг Новосибирска не менялся – стабильный ruA-.

Прогнозы на будущее

Вероятнее всего, бюджет Новосибирска и дальше будет расти относительно быстрыми темпами. Чтобы составить более развернутый прогноз, нужно дождаться годового отчета исполнения бюджета в 2020 году – по нему станет понятно, насколько глобальный кризис ухудшил положение города и как это скажется на его дальнейшем росте.

FAQ

  • Какой источник вы использовали? Росстат в данной статье не использовался, «Открытый Бюджет» – частично. В основном мы брали информацию из ежегодных отчетов мэрии города.
  • Зависимость города от дотаций – это плохо? В целом это не очень хорошо, потому что дотации могут однажды уменьшиться, и у города возникнет более серьезный дефицит. С другой стороны, дотации – это хороший способ вложиться в экономику и «встать на ноги» для города.

Вывод

Новосибирск – крупный город с солидным годовым бюджетом. В основном сам город тратит деньги на образование, хотя если смотреть статистику по области, то образование приоритетом не является. Новосибирск ежегодно выходит в дефицит, и обычно этот дефицит приходится закрывать за счет кредитов от других регионов.

 


 Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *