Бюджет Новосибирска сейчас переживает не лучшие времена – сам по себе город делает что может, но «собственные» доходы бюджета составляют только 50% от общей суммы, оставшаяся половина – дотации. Но дотации не могут решить все проблемы – посмотрите на данные за 2019 год:
Сколько планировали получить, рублей | Сколько получили, рублей | % исполнения плана | |
Сумма | 114 499 709.49 | 808 043.38 | 0.71 |
Покрыли за счет собственного финансирования | 13 500 000.00 | 13 160 000.00 | 97.48 |
Фактическое изменение по счетам | 100 999 709.49 | -12 351 956.62 | -12.23 |
Увеличение остатков | -3 803 338 185.24 | -3 632 114 572.15 | 95.50 |
Уменьшение остатков | 3 904 337 894.73 | 3 619 762 615.53 | 92.71 |
Получили кредитов на сумму | 13 500 000.00 | 13 160 000.00 | 97.48 |
Вернули кредитов на сумму | 13 500 000.00 | 13 160 000.00 | 97.48 |
По кредитам – что взяли, то и вернули. Собственные финансы перераспределили, но неудачно – вместо 100 миллионов прибыли получили 12 миллионов убытка, который «съел» источники внутреннего финансирования. В итоге вместо 115 миллионов рублей получили меньше миллиона – возникает дыра в бюджете, которую нужно закрывать дотациями. А дотации – «не резиновые», Новосибирская область входит в «зеленую зону» по обеспеченности, поэтому региону дают минимальные суммы. Отсюда и ежегодный дефицит в 2 млрд рублей в каждый плановый период.
Депутатов города это, конечно, беспокоит, но судя по плану на 2021 и последующие годы, бюджет так и будет оставаться в дефиците, подробности – ниже.
Бюджет Новосибирска
Планы по области
Таблица доходов-расходов для 2021-2023 года для Новосибирской области выглядит так (суммы – в миллиардах рублей):
2021 | 2022 | 2023 | |
Доходы | 171 495 | 161 611 | 167 791 |
Расходы | 180 675 | 165 543 | 171 209 |
Дефицит | 9 180 | 3 932 | 3 418 |
Инфографика (зеленый – доход, красный – расход, оранжевый – дефицит):
Как видите, в исполнении бюджета запланирован явный и довольно большой дефицит.
В 2021 году область планирует увеличить собственный бюджет за счет отмены единого налога и других факторов. Значения в таблице указаны в миллионах рублей:
Тип изменения | Дополнительные доходы | Дополнительные расходы |
Изменение макроэкономических показателей прогноза СЭР НСО с учетом прогноза по РФ | +11 002.0 | |
Изменение федерального и регионального законодательства, в том числе: | +3 297.7 | -2 011.7 |
— установление нулевой ставки по налогу на прибыль для IT-компаний | -1 437.7 | |
— увеличение ставок по акцизам на алкогольную продукцию и нефтепродукты | +848.9 | |
— увеличение норматива зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджет НСО | +1 455.5 | |
— увеличение количества налогоплательщиков на УСН в связи с отменой ЕНВД с 01.01.2021 г. | +993.3 | |
-увеличение нормативов отчислений от УСН в местные бюджеты (+10% – в бюджеты МР) | -164.0 | |
-увеличение нормативов отчислений от УСН в местные бюджеты (+3% – в бюджеты ГО) | -410.0 | |
Изменения в конъюнктурных отраслях экономики: | +1 511.3 | -118.4 |
— снижение объёма добычи угля добывающих предприятий | -3.4 | |
— снижение объёмов реализации нефтепродуктов | -115.0 | |
— увеличение объёма реализации алкогольной продукции предприятиями-производителями НСО (пиво) | +222.3 | |
— увеличение налоговой отдачи от организаций-авиаперевозчиков в результате бюджетного субсидирования | +537.7 | |
— увеличение налоговой отдачи секторов экономики, получающих инвестиционную и инновационную господдержку | +751.3 | |
Меры по мобилизации недоимки (налог на прибыль, НДФЛ, НИО, УСН, ТН) | +2 730.4 | |
Итого | +18 541.4 | -2 130.1 |
ВСЕГО | +16 411.3 |
Статистика по приоритетным запланированным на 2021 год расходам и их отношению к 2020 году (в миллионах рублей):
Направление приоритетных расходов | 2021 год | Прирост к 2020 году | Темп, % | ||
Всего | в том числе: | ||||
задача по оптимизации | прямое увеличение | ||||
ВСЕГО | 136 909 | 10 755 | 2 610 | 8 145 | 106.2% |
Дотации, субсидии, субвенции местным бюджетам зарплатосодержащего характера | 47 645 | 3 133 | 1 473 | 1 660 | 103% |
Обеспечение деятельности учреждений и содержание органов власти | 26 820 | 1 220 | 814 | 406 | 101.5% |
Меры социальной поддержки | 21 756 | 1 032 | 0 | 1 032 | 105.0% |
Дорожный фонд и транспортное обслуживание населения | 16 878 | 1 707 | 279 | 1 428 | 109.2% |
Взносы в ФОМС за неработающее население | 14 259 | 626 | 0 | 626 | 104.6% |
Обслуживание государственного долга | 4 542 | 691 | 0 | 691 | 117.9% |
Резервный фонд Правительства НСО | 3 230 | 2 346 | 0 | 2 346 | 365.4% |
Поддержка АПК | 1 779 | 0 | 44 | -44 | 97.6% |
Из планируемых расходов можно увидеть, что область в первую очередь будет тратить деньги на выплату зарплат работникам, а не на медицину и образование.
Планы по городу
Запланированные доходы города на плановый период:
Вид дохода | 2021 | 2022 | 2023 |
Налоговые доходы, млн. руб. | 21 714.6 | 22 444.5 | 23 662.6 |
Неналоговые доходы, млн. руб. | 4 969.2 | 4 821.5 | 4 511.4 |
Безвозмездные поступления, млн. руб. | 23 377.5 | 22 440.7 | 20 826.7 |
Запланированные расходы города, в миллионах рублей:
Тип расходов | 2021 | 2022 | 2023 |
Общегосударственные вопросы | 3 222.6 | 3 208.5 | 3 267.0 |
Национальная экономика | 7 259.8 | 7 073.9 | 6 375.4 |
Образование | 28 844.5 | 28 311.7 | 28 132.8 |
ЖКХ | 2 695.2 | 2 418.4 | 1 799.9 |
Социальная политика | 3 306.0 | 3 331.8 | 3 407.5 |
Культура, кинематография | 1 642.4 | 1 563.5 | 1 377.5 |
Физическая культура и спорт | 1 770.7 | 1 764.4 | 1 766.2 |
Средства массовой информации | 99.3 | 97.8 | 97.8 |
Обслуживание муниципального долга | 1 762.9 | 1 762.9 | 1 762.9 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 212.7 | 217.7 | 217.7 |
Охрана окружающей среды | 44.8 | 45.6 | 45.6 |
Обзор расходов и доходов
Теперь – статистика конкретно по городу. Доходы и расходы будем оценивать по отчету исполнения бюджета на 2019 год, потому что на февраль 2021 года полного отчета по 2020 году еще нет.
Статистика доходов – очень большая таблица, полностью приводить ее не будем – приведем список самых больших поступлений.
Жирным шрифтом указаны категории, обычным – отдельные пункты:
Вид дохода | Запланировано на 2019 год, тысяч рублей | Исполнено на конец 2019 года, тысяч рублей | Процент исполнения |
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 25 448 956.9 | 25 369 105.9 | 99.7 |
Налоги на прибыль, доходы | 13 351 535.5 | 13 341 820.4 | 99.9 |
Налог на доходы физлиц | 13 351 535.5 | 13 341 820.4 | 99.9 |
Налоги на совокупный доход | 2 471 092.6 | 2 380 000.9 | 96.3 |
Налог с «упрощенки» | 1 091 000.0 | 990 922.9 | 90.8 |
Единый налог на вмененный доход | 1 193 692.0 | 1 197 464.7 | 100.3 |
Налоги на имущество | 3 474 122.9 | 3 507 808.2 | 101.0 |
Земельный налог | 2 833 447.9 | 2 844 394.5 | 100.4 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 2 755 972.2 | 2 726 821.6 | 98.9 |
Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства | 1 298 097.4 | 1 298 867.2 | 100.1 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 743 337.9 | 744 086.9 | 100.1 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 635 246.6 | 642 789.2 | 101.2 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ | 23 620 165.1 | 23 160 952.1 | 98.1 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 23 619 550.8 | 23 297 927.5 | 98.6 |
Всего доходов: | 49 069 122.0 | 48 530 058.0 | 98.9 |
Как мы и говорили, почти половину дохода города составляют дотации:
Рейтинг расходов:
Вид расхода | Запланировано на 2019 год, тысяч рублей | Исполнено на конец 2019 года, тысяч рублей | Процент исполнения |
Общегосударственные вопросы | 3 139 382.1 | 3 034 966.1 | 96.7 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 220 189.0 | 203 574.6 | 92.5 |
Национальная экономика | 7 734 525.9 | 7 543 210.4 | 97.5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 2 876 800.7 | 2 758 651.0 | 95.9 |
Охрана окружающей среды | 23 613.3 | 23 061.0 | 97.7 |
Образование | 29 262 109.7 | 28 893 815.9 | 98.7 |
Культура, кинематография | 1 432 321.3 | 1 406 993.2 | 98.2 |
Социальная политика | 3 294 184.8 | 3 267 115.0 | 99.2 |
Физическая культура и спорт | 1 804 004.9 | 1 803 304.3 | 100.0 |
Средства массовой информации | 100 959.5 | 100 276.5 | 99.3 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 1 331 874.8 | 1 331 729.6 | 100.0 |
ВСЕГО РАСХОДОВ: | 51 219 966.0 | 50 366 697.6 | 98.3 |
На диаграмме:
Дефицит бюджета Новосибирска
В рассматриваемом нами 2019 году возник дефицит бюджета, и его нужно было закрывать. Вот откуда взяли деньги:
Источник | Было запланировано, тысяч рублей | Было исполнено, тысяч рублей |
Размещение государственных (муниципальных) ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации | 5 000 000.0 | 5 000 000.0 |
Погашение государственных (муниципальных) ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации | -1 050 000.0 | -1 050 000.0 |
Получение кредитов от кредитных организаций в валюте Российской Федерации | 36 162 026.0 | 32 961 768.0 |
Погашение кредитов, предоставленных кредитными организациями в валюте Российской Федерации | -38 199 595.8 | -35 341 768.0 |
Получение бюджетных кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации | 2 120 725.5 | 8 361 768.0 |
Погашение бюджетных кредитов, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации | -2 120 725.5 | -8 361 768.0 |
Увеличение остатков средств бюджетов | -92 214 553.6 | -96 165 022.6 |
Уменьшение остатков средств бюджетов | 92 452 880.6 | 96 431 575.4 |
Как видите, городу очень помогли кредиты от других регионов – он получил на 6 миллиардов рублей больше, чем планировал.
История и динамика бюджета города
Динамика за 2017-2019 годы:
2017 | 2018 | 2019 | |
Доходы, тысяч рублей | 36 742 622.0 | 41 400 701.9 | 48 530 058.0 |
Расходы, тысяч рублей | 39 285 987.8 | 42 627 072.0 | 50 366 697.6 |
Дефицит, тысяч рублей | 2 543 365.8 | 1 226 370.1 | 1 836 639.6 |
Инфографика (зеленый – доход, красный – расход, оранжевый – дефицит):
Как видно из данных, общий бюджет города довольно стремительно растет, и ожидается, что этот рост будет продолжаться. Но не забывайте, что практически половина денег, получаемых городом – дотации, и если их количество сократится, у Новосибирска начнутся проблемы.
История кредитных рейтингов Новосибирска
С 2017 года кредитный рейтинг Новосибирска не менялся – стабильный ruA-.
Прогнозы на будущее
Вероятнее всего, бюджет Новосибирска и дальше будет расти относительно быстрыми темпами. Чтобы составить более развернутый прогноз, нужно дождаться годового отчета исполнения бюджета в 2020 году – по нему станет понятно, насколько глобальный кризис ухудшил положение города и как это скажется на его дальнейшем росте.
FAQ
- Какой источник вы использовали? Росстат в данной статье не использовался, «Открытый Бюджет» – частично. В основном мы брали информацию из ежегодных отчетов мэрии города.
- Зависимость города от дотаций – это плохо? В целом это не очень хорошо, потому что дотации могут однажды уменьшиться, и у города возникнет более серьезный дефицит. С другой стороны, дотации – это хороший способ вложиться в экономику и «встать на ноги» для города.
Вывод
Новосибирск – крупный город с солидным годовым бюджетом. В основном сам город тратит деньги на образование, хотя если смотреть статистику по области, то образование приоритетом не является. Новосибирск ежегодно выходит в дефицит, и обычно этот дефицит приходится закрывать за счет кредитов от других регионов.
Отправить ответ