Бюджет Армии Украины

Мы не скажем ничего нового, если упомянем, что у Украины сейчас не самая простая ситуация на геополитической арене, и не только украинцы пристально наблюдают за развитием «збройн сили Укра» и за их действиями. Один из довольно верных способов оценки боеспособности государства – оценка бюджета армии Украины и доли, которую вооружённые силы ежегодно забирают себе из государственного бюджета Украины. Для примера – сколько денег в % от ВВП выделяли на вооруженные силы Украины в 2012-2017 годах:

Год % от ВВП
2012 1.1%
2013 1.11%
2014 1.25% + дополнительный налог, множественные облигации, дополнительные финансирования, сбор пожертвований
2015 около 2.5%
2016 2.45% + нефинансовые источники
2017 5.2%

Как видите, ситуация резко изменилась. На данный момент (2021 год) военный бюджет Украины представляет для страны некоторую проблему, потому что выделенные деньги уходят в большинстве своем на поддержание текущей боеспособности, эти финансы не приносят какого-либо дохода (хотя планы есть, и мы о них расскажем).

В отличие от многих наших статей, Росстат по очевидным причинам не будет источником информации для этой статьи, данные мы будем брать из официальных отчетов правительства Украины.

Военный бюджет Украины

Для начала рассмотрим весь израсходованный бюджет Украины по результатам на 31 декабря 2020 год, источник – Минфин Украины:

Направление Сумма, миллионы гривен В % от общего
Всего 1288016,7 100%
Общегосударственные функции 163849,4 12.72%
Оборона 120374,1 9.35%
Общественный порядок, безопасность, судебная власть 157672,5 12.24%
Экономическая деятельность 168889,0 13.11%
Охрана окружающей среды 6636,8 0.52%
Жилищно-коммунальное хозяйство 88,5 0.01%
Здравоохранение 124925,3 9.70%
Духовное и физическое развитие 9826,4 0.76%
Образование 52857,3 4.10%
Социальная защита и социальное обеспечение, в том числе пенсионеров 322720,3 25.06%
Межбюджетные трансферты 160177,1 12.44%

Инфографика:

Бюджет Армии Украины

Как мы можем увидеть, на оборону в 2020 году было потрачено чуть меньше, чем на медицину – 9.3% от всего бюджета страны, 120 миллиардов гривен (4.33 миллиарда долларов или 324.6 миллиарда российских рублей).

При этом значения, которые изначально закладывались в бюджет армии Украины на 2020 год – 245.8 миллиардов гривен, 5.4% ВВП страны. Как видите, в реальности оборона получила в 2 раза меньше денег, чем власти планировали изначально. Держите эту мысль в голове – она нужна будет нам и при дальнейшем изложении текущих планов по финансированию обороны в 2021, и при формировании прогноза.

Теперь – немного о текущем состоянии дел в Украине. С 2014 года войска очень активно комплектуются за счет призыва, что увеличило количество «боеспособных» граждан, заступающих на срочную военную службу, и существенно повысило «аппетиты» армии. Правительство в том году даже разработало налог в 1.5% для физлиц и налог в 10% для российских компаний, работающих на территории Украины – настолько резко из экономики начали «перекачивать» деньги в оборону. Естественно, это не прошло незаметно – доходы населения сократились, бизнесу стало сложнее выживать. Последнее и стало причиной существенной проблемы, которую мы можем наблюдать сейчас – экономика страны «ушла в минус», ВВП находится на уровне 2009 года и поднимается очень медленными темпами. И в этом не в последнюю очередь виноваты расходы на оборону – эти расходы «уходят» на поддержание боеспособности и модернизацию армии, деньги «проедаются» и не генерируют доход. На данный момент у правительства Украины есть планы по перенаправлению части денежных расходов в военные исследования и производство, что должно снизить себестоимость закупаемых комплектующих и дать доход за счет продажи прав на использование разработок. Но это – планы, которые еще нужно реализовать.

Теперь – о текущем состоянии дел. В конце 2020 года президент издал указ, согласно которому не менее 5.93% ВВП Украины в 2021 году будет выделено на оборону – речь идет о 267 миллиардах гривен (рекорд за все время существования страны). Но статистика и факты из истории обороны Украины, которые мы привели выше, ставят этот указ под сомнение – на 2020 год тоже планировали выделать 245 миллиардов гривен, а выделили только 120.

Если в экономической и геополитической обстановках страны не будет существенных улучшений – число из этого указа тоже можно делить надвое.

Напоследок – таблица структуры расходов Министерства Обороны Украины на 2021 год. Информация будет неполной, так как минобороны не отчитывается о всех предполагаемых тратах детально, но общую картину вы сможете получить:

Направление Расход, миллиардов гривен
Денежное обеспечение и заработная плата 150
Медикаменты и перевязочные материалы 0.749
Продукты питания 5.2
Оплата коммунальных услуг и энергоносителей 4.8
Производство, закупка, модернизация и ремонт вооружения и военной (специальной) техники 39.7
Строительство или покупка жилья 2.5

На диаграмме:

Бюджет Армии Украины

История формирования бюджета

Бюджет обороны Украины по годам, с 2002 до 2021, в чистых деньгах и процентах от ВВП:

Год Чистыми деньгами, миллиардов гривен % от внутреннего валового продукта
2002 3.2 1.3
2003 4.3 1.5
2004 5.3 1.4
2005 5.9 1.2
2006 7.6 1.76
2007 9.1 1.2
2008 9.9 1
2009 11.65 1
2010 10.5 0.97
2011 12.7 0.98
2012 16.38 1.1
2013 18.1 1.11
2014 20.1 на июнь 1.25 на июнь
2015 63 3.1
2016 62.6 2.6
2017 129.3 5.2
2018 168 5.1
2019 140 3.3
2020 120 2.5
2021 267 (запланировано) 5.93 (запланировано)

По 2014-2016 годам нужно дать небольшие пояснения, поскольку числа и % от ВВП за этот период – приблизительные.

В 2014 году оказалось, что в сложившейся ситуации 20 миллиардов гривен на оборону – это очень мало, и правительство стало собирать деньги всеми возможными способами. Как мы уже говорили выше, ввели военный налог – 1.5%, а российскому бизнесу нужно было дополнительно платить 10% налога «на оборону». В последних числах июля правительство выпустила военные облигации на сумму в 1 миллиард гривен. Кроме того, правительство дополнительно выделяло Министерству Обороны деньги из государственных и местных резервов. Наконец, было разрешено финансировать минобороны пожертвованиями, так же министерству разрешили получать волонтерскую помощь.

В 2015 ситуация немного успокоилась, но правительство дополнительно финансировало оборону в течение года и все еще активно привлекало нефинансовые источники. Похожая история повторилась в 2016 году, в 2017-2018 годах правительство адресно посылало деньги Министерству Обороны на конкретные нужды. Финансирование полностью вернулось в рамки ежегодно выделяемого бюджета только в 2019 году.

Прогнозы на будущее

Дать какой-либо прогноз сложно, потому что ВВП Украины, как и ВВП практически всех стран, ушло в минус из-за кризиса, вызванного коронавирусом. Потери за год составили около 4% ВВП относительно предыдущего года. При этом президент подписал указ, согласно которому в 2021 году на оборону будут выделены рекордные суммы. Скорее всего, это плохо отразится на экономике страны, потому что при снижении объема поступающих денег еще больше этих самых денег уходит в оборону, которая ресурсы тратит на поддержание своего существования. Есть серьезные сомнения в том, что правительству удастся выделить на оборону столько денег, сколько хочет выделить президент.

Сравнение с другими странами

Рейтинг топ-20 стран по военным расходам в 2019 году:

Место
в 2019
Место
в 2018
Страна Расходы,
млрд $
Изменение к
пред.году (%)
Изменение за
2010 ÷ 2019 (%)
Доля от ВВП
страны (%)
1 1  США 732,0 5,3 -15 3,4
2 2  Китай 261,0 5,1 85 1,9
3 4  Индия 71,1 6,8 37 2,4
4 5  Россия 65,1 4,5 30 3,9
5 3  Саудовская Аравия 61,9 -16,0 14 8,0
6 6  Франция 50,1 1,6 3,5 1,9
7 9  Германия 49,3 10,0 15 1,3
8 7  Великобритания 48,7 0,0 -15 1,7
9 8  Япония 47,6 -0,1 2,0 0,9
10 10  Республика Корея 43,9 7,5 36 2,7
11 11  Бразилия 26,9 -0,5 6,1 1,5
12 12  Италия 26,8 0,8 -11 1,4
13 13  Австралия 25,9 2,1 23 1,9
14 14  Канада 22,2 -2,0 27 1,3
15 15  Израиль 20,5 1,7 30 5,3
16 16  Турция 20,4 5,8 86 2,7
17 17  Испания 17,2 0,9 -7,1 1,2
18 20  Иран 12,6 -15,0 -36 2,3
19 21  Нидерланды 12,1 12,0 9,8 1,3
20 18  Польша 11,9 2,5 51 2,0

Как видите, Украина в этот список не входит. Ее место – 35, в 2018 году было 41-м. Скорее всего, дальше она будет идти вверх по списку, если правительство будет выделять на оборону столько денег, сколько планирует.

Ответы на вопросы

  • Насколько велика вероятность того, что дальнейшее форсированное финансирование обороны Украины приведет к тяжелым экономическим последствиям? Если говорить про тяжелые последствия – вероятность довольно мала, потому что правительство не «упирается рогом» в свою идею довести финансирование до 6% от ВВП, и если денег не хватает – их не перебрасывают из других областей. Но негативные последствия – будут, и чем дольше Украине придется серьезно вкладываться в оборону, тем сильнее будут эти последствия в длительной перспективе.
  • Связано ли наращивание финансирования с желанием Украины получить привилегии в НАТО? Скорее всего, да. У НАТО есть программа, которая предусматривает помощь и привилегии странам, которые выполняют определенные критерии – тратить 30% финансирования обороны на исследования и так далее. Похоже, что ставка правительства сделана именно на эти привилегии.

Вместо вывода

В 2014 году Украине пришлось резко нарастить бюджет своей армии в связи с произошедшими в стране событиями. Тренд на увеличение финансирования со временем только окреп – на 2021 год планируется выделить на оборону практически 6% ВВП, что в пересчете на реальные деньги – рекорд для страны. У этого решения есть как позитивные, так и негативные стороны, негативные связаны с экономической ситуацией в стране. Что будет дальше – неизвестно, но есть предположения, что финансирование из года в год будет увеличиваться.


 Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *